СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации

О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
14.05.2018

Один из первых указов, подписанных Президентом страны – это Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», основные цели которого – это осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.

В соответствии с этим указом Правительство РФ должно подготовить для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, национальные проекты (программы) по важнейшим направлениям развития страны, определенным в Послании Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 г., в том числе и по экологии.

В настоящее время в стране действуют три приоритетных проекта национального развития сфере экологии:

1. Приоритетный проект «Снижение негативного воздействия на окружающую среду посредством ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и снижения доли захоронения твердых коммунальных отходов» («Чистая страна»).

2. Приоритетный проект «Дикая природа России – сохранить и увидеть».

3.Приоритетный проект «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» («Оздоровление Волги»).

Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере экологии исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить:

а) достижение следующих целей и целевых показателей:
эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 г. несанкционированных свалок в границах городов;
— кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах;
— повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения;
— экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, и сохранение уникальных водных систем, включая озера Байкал и Телецкое;
— сохранение биологического разнообразия, в том числе посредством создания не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий;

б) решение следующих задач:
— формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;
— создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
— создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда;
— реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду;
— применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий;
— повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий водоподготовки, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;
— экологическая реабилитация водных объектов, в том числе реализация проекта, направленного на сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волгу, устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранение экосистемы Волго-Ахтубинской поймы;
— сохранение уникальных водных объектов, в том числе реализация проекта по сохранению озера Байкал, а также мероприятий по очистке от мусора берегов и прибрежной акватории озер Байкал, Телецкое, Ладожское, Онежское и рек Волги, Дона, Оби, Енисея, Амура, Урала, Печоры;
— сохранение биологического разнообразия, включая увеличение площади особо охраняемых природных территорий на 5 млн гектаров, реинтродукцию редких видов животных, создание инфраструктуры для экологического туризма в национальных парках, а также сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
Большинство положений Указа Президента пересекаются с задачами, поставленными и решаемыми приоритетными проектами. На мой взгляд, в Указе важнейшими являются пункты, связанные с формированием комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. От их эффективной реализации зависит и выполнение практически всех остальных поручений по направлению «экология». Немного цифр для понимания масштабности задач. В России уже к 2024 году, будут ликвидированы не менее 180 несанкционированных свалок в городах, но темпы явно не достаточны, в Послании Президент говорил о более 22 000 несанкционированных свалок. На создание объектов по переработке отходов регионам будут выделены субсидии – 1 млрд рублей в 2018 году, и в субъектах РФ планируется создать 154 объекта по переработке и утилизации отходов. А к 2024 году должны быть ликвидированы свалки, содержащие опасные отходы, в том числе полигоны «Черная дыра» в Нижегородской области, «Красный бор» в Ленинградской области и отходы от Байкальского ЦБК.

Также очень важно, что Президент в Указе, говоря о переработке ТКО, не упоминает о мусоросжигании. Минпромторг уже вносит поправки в ФЗ «О промышленной политике» и планирует сформировать сеть мусороперерабатывающих кластеров (экотехнопарков) по всей стране, чтобы снизить количество полигонного захоронения отходов и повысить уровень использования вторичного сырья в производстве. Появление экотехнопарков позволит увеличить степень переработки отходов с нынешних 10% до 70–80%. Примеры деятельности таких экотехнопарков в России уже есть, в частности, г. Энгельс (Саратовская область) и даже в Заполярье (Мурманск). Такой подход позволит решить давно наболевшую проблему управления с ТКО в Московской агломерации (уже проходят десятки протестных митингов). Там предполагается создание системы, включающей в себя 10–12 мусоросортировочных комплексов (основы экотехнопарка) на территории Москвы суммарной мощностью до 6 млн тонн ТКО в год и семь МСК на территории Московской области суммарной мощностью 3,5 млн тонн ТКО в год, а также 3–4 полигонов для захоронения «хвостов» (неперерабатываемых отходов).

Реализация и финансирование указанных проектов возможны в формате концессионных соглашений, заключаемых с правительством Москвы и правительством Московской области. Реализовать эти проекты можно без привлечения бюджетных средств через выпуск облигаций. А возврат инвестиций происходит за счет тарифа (на утилизацию мусора), устанавливаемого концессионеру субъектом Российской Федерации, и реализации вторичных материальных ресурсов. Очень важно, что экотехнопарки уже можно на 90% оборудовать российскими комплектующими, чтобы снизить стоимость объекта. Российское оборудование успешно себя зарекомендовало на сортировочных комплексах в Чувашской Республике, Саратовской и Мурманской областях, в связи с чем предлагается его применение на объектах по обращению с отходами в Москве и Московской области.

Приведу один показательный пример о российском оборудовании и технологиях в ТКО. В рамках прошедшего 9–12 апреля 2018 года в городе Индор (Индия) VIII Межрегионального Межправительственного Форума («3R-Форум в Азиатско-Тихоокеанском регионе») на тему: «Чистая вода, Чистая земля, Чистый воздух через реализацию принципов 3R и повышение ресурсоэффективности. Взгляд в XXI век для государств Азиатско-Тихоокеанского региона», компания «АБОНО» подписала несколько договоров с городами Индии и Филиппин о поставке своей продукции. А 5 мая 2018 года в рамках IE Expo в Шанхае было подписано соглашение о разработке технологий обращения с твердыми, жидкими, газообразными и космическими отходами между китайской компанией «Аэрокосмические экологические технологии КайТьян», входящей в группу компаний «Китайская корпорация аэрокосмической науки и промышленности» и российской компанией ООО «АБОНО». Важно, что и на продукцию, и на «мозги» наших компаний в области обращения с ТКО есть спрос и за рубежом.

Срок создания экотехнопарков до 3 лет, а при условии выделения земельных участков, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой, – до 1,5–2 лет. Использование российского оборудования и НДТ, даст толчок развитию современной инновационной промышленности и, естественно, появятся современные новые рабочие места. Экотехнопарки, в силу своей многокомпонентной кластерной структуры, влючающей и производство, и науку, и образование станут одним из драйверов развития региональной экономики и развития регионального МСП.

Однако не надо забывать и о возможных проблемах реализации Указа. По итогам Госсовета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», который состоялся в конце 2016 г., президентом было дано 10 поручений. И что в результате? Из 10 поручений не выполнено ни одно. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов на IX Международном форуме «Экология» в феврале 2018 г. По содержанию документа тоже есть замечания. Например, практически ничего не сказано о возобновляемой энергетике, ее роли в снижении экологической нагрузки и ее важности при переходе к низкоуглеродной экономике. Еще один момент, который не нашел отражения в документе – это снижение выбросов парниковых газов, что связано с устойчивым развитием и реализацией Парижского соглашения. В ближайшее время, Экспертный центр ПОРА проведет Дискуссионный Клуб, посвященный теме «Проблема влияния Парижского соглашения на экономику и экологию России». Также важно было бы четко выразить позицию по развитию «зеленого финансирования» в России, важность его применения при реализации экологических проектов. А пока мы только говорим о значении «зеленого финансирования», но в России до сих пор его нет, хотя весь мир его активно применяет, и лидер в этом Китай.

 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Международный Конгресс REENCON-XXI
BSI (British Standards Institution) - Британский Институт Стандартов
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"