СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Результаты установки приборов учета тепловой энергии на территории муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. Проблемы и возможные пути их решения

Результаты установки приборов учета тепловой энергии на территории муниципального образования г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. Проблемы и возможные пути их решения
17.04.2012

Владимирская областная теплоэнергетическая компания (ВОТЭК) осуществляет производство, транспортировку и сбыт тепловой энергии в районных центрах Владимирской области. Поставка тепловой энергии в сети компании производится как от собственных источников, так и от источников сторонних организаций в пропорции 1/10.

Расчет объемов полезного отпуска до момента реализации программы установки общедомовых приборов учета тепловой энергии осуществлялся в соответствии с методиками определения потребности в топливе электроэнергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения и МДС 41-4.2000.

Во исполнение положений федеральных законов от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ и от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ, к концу 2010г., понимая, что без приборного учета тепловой энергии практически невозможно осуществить достоверный анализ и энергоаудит технико-экономических показателей работы схемы теплоснабжения в городе, компания оснастила общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирные дома в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. Учитывая, что система теплоснабжения города в основном 4-х трубная, общедомовые приборы учета были смонтированы как на отопление, так и на горячее водоснабжение. Юридические лица и бюджетные потребители завершают монтаж приборов учета тепловой энергии к концу 2011г. Доля охвата потребителей тепловой энергии приборным учетом по городу составляет:

- отопление – 88%

- горячее водоснабжение -98%

Доля охвата приборным учетом источников тепловой энергии составляет 89%.

Таким образом, можно говорить о том, что практически весь технологический процесс теплоснабжения в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области имеет приборный учет тепловой энергии, как на отопление, так и на ГВС.

Компания имеет установленные в соответствии с действующим законодательством тарифы на тепловую энергию и на горячее водоснабжение.

По прошествии 11 месяцев работы ОАО «ВОТЭК» в условиях практически полного приборного учета тепловой энергии можно подводить промежуточные итоги реализации федерального закона от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ.

Рассмотрим динамику основных технико-экономических показателей компании за период с 2009 по 2011г.г.

Показатель

Факт 2009г.

Факт 2010г.

Факт 2011г.

Отпуск в сеть тыс. Гкал

374,8

395,7

373,9

Потери в сетях всего тыс. Гкал, в том числе:

88,5

112,9

111,6

Нормативные

68,6

69,2

71,3

Сверхнормативные

19,9

43,7

40,3

Полезный отпуск тыс. Гкал

286,3

282,8

262,1

Активная установка приборов учета на источниках тепловой энергии в конце 2009 – начале 2010г. привела к резкому росту объемов отпускаемой в сети тепловой энергии в 2010г., а установка приборов учета у потребителей привели к снижению полезного отпуска.

Таким образом, установка приборов учета тепловой энергии на территории одного муниципального образования выявила ряд системных проблем, которые ожидают практически все теплосетевые компании Владимирской области с небольшими отклонениями в + или –.

Установка ОДПУ тепловой энергии позволила провести анализ структуры фактических тепловых потерь за 2011г., который показал, что основными их причинами являются:

1. Техническое состояние тепловых сетей – 52% от всего объема сверхнормативных потерь.

2. Допустимая погрешность приборов учета на источниках тепловой энергии – 44%.

Пути решения указанных проблем очевидны, но требуют определенных организационных, законодательных и финансовых решений.


Не секрет, что в конце 1980-х – 1990-х годах из-за снижения доходов населения, резко возросла дебиторская задолженность данной группы потребителей за тепловую энергию, что привело к финансированию программ капитальных ремонтов по остаточному принципу. В результате техническое состояние тепловых сетей в настоящее время не выдерживает никакой критики, сверхнормативные потери тепловой энергии только по этой причине составляют 8,8% от полезного отпуска. Начиная с 2008г. ОАО «ВОТЭК» при поддержке администрации города выполнил капитальных ремонтов и реконструировал тепловых сетей на сумму 97 млн. руб., необходимо дополнительно к уже сделанному выполнить капитальных ремонтов на сумму 512 млн.руб.

Окупаемость вложений в тепловые сети составляет в ценах 2011г. 26 лет. Ни один здравомыслящий инвестор не будет вкладывать финансовые средства в проекты с таким сроком окупаемости, а более короткие сроки приведут к росту тарифа на тепловую энергию, выходящему за рамки предельных индексов их роста.

Решить данную проблему, на мой взгляд можно следующими путями:

1. Бюджетного, в том числе и федерального финансирования программ модернизации и реконструкции теплосетевого хозяйства,

2. Целевого направления сверхдоходов генерирующих компаний, получаемых от значительного превышения фактического отпуска в сеть над плановым в инвестиционную программу модернизации тепловых сетей,

3. Создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвесторов для реализации программ кардинальной модернизации схемы теплоснабжения города с применением технологий когенерационной выработки тепловой энергии.

Краткий экономический анализ тарифных последствий и экономической эффективности указанных путей решения приведен в приложении № 1.

Следующий существенный фактор, влияющий на сверхнормативные потери тепловой энергии – это допустимая погрешность приборов учета, которая составляет +/-4%. Тепловая энергия – самый дорогостоящий ресурс, средний тариф генерации в городе в 2010г. составил 1023 руб./Гкал.

Анализ протоколов поверки приборов учета на котельных поставщиков тепловой энергии в городе в 2010г. показал, что средняя погрешность приборов учета на котельных составляет +2,7%, что при суммарном объеме циркуляции систем теплоснабжения в городе 1600 м3/ч и средней температуре теплоносителя 70оС увеличило объем покупки тепловой энергии на 21,8 тыс. Гкал или 22,3 млн.руб. убытка за 2010г. Кроме того, анализ распечаток приборов учета на котельных города показал, что при плотности тепловых сетей 1-го контура, что зафиксировано актами опрессовок и визуальным контролем состояния сетей воздушной прокладки, приборы показывали небаланс теплоносителя в пределах допустимой погрешности между подающим и обратным трубопроводами тепловых сетей в пользу генератора тепловой энергии. Кроме того факт завышения объемов поставок тепловой энергии в сети ОАО «ВОТЭК» косвенно подтверждался фактическим КПД промышленных паровых котельных 1960-70-х годов посторойки на уровне 98-100%.

Думаю, необходимо пересмотреть действующие стандарты на изготовление приборов учета тепловой энергии в сторону снижения допустимой погрешности как минимум до 2%.

Кроме технических проблем приборы учета тепловой энергии принесли ОАО «ВОТЭК» и юридические проблемы.

Установив приборы учета у потребителей, мы рассчитывали на сокращение судебных исков, связанных с определением количества поставленной тепловой энергии, однако, практика показала, что в 2011г. количество судебных тяжб резко увеличилось в связи с несовершенством существующего законодательства и в частности Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354.

Поскольку, в целях исключения из сбытовой схемы тепловой энергии управляющих компаний, как крайне недобросовестного и безответственного контрагента (дебиторская задолженность УК составляет 128 млн. руб., что составляет 25% от годового оборота Общества), компанией при поддержке местной администрации, заключены прямые договоры поставки тепловой энергии с населением.

В соответствии с положениями Гражданского и Жилищного Кодексов РФ весь коммунальный ресурс в виде тепловой энергии, вошедший в дом и зафиксированный прибором учета подлежит оплате.

Однако, распределяя между абонентами кубометры горячей воды, вошедшие в дома и зафиксированные общедомовыми приборами учета, согласно постановлению Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354, и применяя к ним установленный тариф на горячее водоснабжение, нераспределенными остаются около 700 Гкал в месяц, также вошедшие в дома и зафиксированные общедомовыми приборами учета тепловой энергии, что приводит к ежемесячным убыткам в размере 1,5 млн. руб. Получается, что приборы учета на горячую воду приносят убытки.

Подобная ситуация возникла из-за того, что разработчики Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов забыли, что в коммунальном ресурсе горячая вода кроме кубометров имеется и тепловая энергия. Наши обращения в Минрегионразвития с конкретными предложениями по исключению данной коллизии остались без ответа.

По факту, в городе возникла следующая ситуация:

При расчете тарифа на горячее водоснабжение, регулятором по согласованию с ОМС был применен расход тепловой энергии на нагрев 1 м3 исходной воды 0,0566 Гкал/м3, фактически по показаниям ОДПУ на ГВС он составляет в среднем по городу 0,064 Гкал/м3, и варьирует от 0,043 до 0,11 в зависимости от типа и технического состояния внутридомовых систем ГВС. Таким образом, стоимость 1 м3 горячей воды для конкретного дома получается каждый месяц своя и не совпадает с установленной регулятором. Наши попытки распределить всю тепловую энергию, вошедшую в дом по показаниям ОДПУ встречают резкий протест прокуратуры города.

Предложения надзорных органов о включении образующихся таким образом выпадающих доходов в тариф на горячее водоснабжение в следующих периодах регулирования, считаю некорректными, так как подобное действие приведет к уравниловке и одни потребители, выполнившие энергосберегающие мероприятия, будут оплачивать разгильдяйство других.

Мне кажется, что для решения данной проблемы, Минрегионразвития необходимо срочно внести изменения в порядок начисления платы гражданам за горячую воду, распределив всю тепловую энергию в горячей воде через оплату мест общего пользования по формуле:

Рок I = (Qтэфакт тэ – Ргвсипу – Ргвснорм – Ргвснеж + Vгвсфакт * Тхв) * Si/Sд где:

Qтэфакт – фактическое количество тепловой энергии, вошедшей в МКД по показаниям ОДПУ за расчетный период (Гкал).

Ттэ – тариф на тепловую энергию, утвержденный в установленном порядке (руб./Гкал)

Ргвсипу – сумма оплаты за горячее водоснабжение абонентами, оборудованными ИПУ за расчетный период по тарифу на горячее водоснабжение (руб.)

Ргвснорм - сумма оплаты за горячее водоснабжение абонентами, не оборудованными ИПУ за расчетный период по тарифу на горячее водоснабжение (руб.)

Ргвснеж - сумма оплаты за горячее водоснабжение нежилыми помещениями в МКД за расчетный период по тарифу на горячее водоснабжение (руб.)

Vгвсфакт – фактическое количество воды на горячее водоснабжение, вошедшей в МКД за расчетный период (м3)

Тхв – утвержденный в установленном порядке тариф на холодную воду (руб./м3)

Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения (м2)

Sд - общая площадь всех помещений многоквартирного дома, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (м2)

с внесением изменений в формулу 13 п. 15 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354.  

По результатам состоявшегося 12 апреля 2012 года заседания Научно-экспертного экспертного совета принято решение направить направить Министерству регионального развития Российской Федерации рекомендации по рассмотрению целесообразности внесения изменений в формулу 13 п. 15 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354

 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Платформа Инфрагрин
Международный Конгресс REENCON-XXI
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"