Поставленные президентом РФ цели в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в экономике охватывают все органы государственной власти и местного самоуправления.
О том, как обстоит ситуация с реализацией государственной политики в этом важнейшем направлении, рассказал заместитель министра энергетики России Антон Инюцын.
– Антон Юрьевич, насколько в нынешних условиях снижения инвестиций актуальна работа в области энергоэффективности?
– Потенциал ежегодной экономии для России может составить около 2 триллионов рублей. Эта работа не может быть неактуальной. Другое дело, что в нынешних макроэкономических условиях снижается объем инвестиций в данную сферу. Но мы должны подготовить систему управления энергоэффективностью к моменту возобновления роста экономики и инвестиций. Иначе мы вечно будем ходить по замкнутому кругу: во время инвестиционного бума регионам и компаниям не до этого, когда средств не хватает – будем говорить, что это неактуально.
Нельзя также забывать, что применение современных энергоэффективных технологий ведет также к повышению качества жизни граждан и конкурентоспособности бизнеса.
– В начале октября Минэнерго представило Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергоэффективности в России в 2015 году. Почему такое большое внимание уделяется бюджетному сектору экономики?
– Государство не может не начинать с себя! В бюджетном секторе обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности государственными и муниципальными учреждениями, в том числе, контроль исполнения установленного № 261‑ФЗ снижения в сопоставимых условиях объема потребляемых энергоресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15 процентов от объема, фактически потребленного в 2009 году с ежегодным снижением этого объема не менее чем на 3 процента.
В Государственную Думу Правительство внесло законопроект, предусматривающий новое задание по снижению объема потребляемых топливно-энергетических ресурсов государственными и муниципальными учреждениями. Необходимо будет наладить и мониторинг выполнения.
Для анализа общего состояния энергосбережения и повышения энергоэффективности в бюджетном секторе использовались показатели внедрения ключевых энергоэффективных технологий, рассчитанных на основе сведений государственных и муниципальных учреждений о потреблении энергоресурсов и информации о принадлежащих им зданиях. Средний по России процент наличия ИТП с автоматическим погодным регулированием в зданиях бюджетного сектора, прошедших капитальный ремонт на сумму не менее 5 миллионов рублей с 2011 года, составил 8,6 процента. Не все уделяют этому вопросу необходимое внимание. Так, например, в Центральном, Уральском, Южном и Дальневосточном федеральных округах процент внедрения ИТП с автоматическим погодным регулированием в зданиях бюджетного сектора, прошедших капитальный ремонт на сумму не менее 5 миллионов рублей с 2011 года, ниже, чем в среднем по России.
Средняя доля зданий, эксплуатируемых организациями бюджетного сектора, имеющих условный класс энергоэффективности не ниже D, составляет 15 процентов. Можно уверенно сказать, что в целом достаточно низкая доля энергоэффективных зданий свидетельствует о высоком потенциале энергосбережения в зданиях бюджетной сферы.
Дел еще много. Необходимо создать центры компетенций в вопросах энергосбережения и повышения энергоэффективности бюджетной сферы, обеспечить поддержание необходимой квалификации у сотрудников, принимающих решения по вопросам организации деятельности подведомственных учреждений, влияющей на уровень потребления энергоресурсов, включая планирование и проведение капитальных ремонтов.
– А «светодиодное» оснащение уже серьезно коснулось госучреждений?
– Доля светодиодных источников света в освещении государственных и муниципальных учреждений по России, по данным энергодеклараций, составляет 5,6 процента с учетом того, что только сейчас цены на светодиоды и их качество для наших потребителей достигли приемлемых параметров. В этой связи стало возможным ввести с 1 июля этого года запрет на приобретение для госсектора светильников для традиционных люминесцентных ламп. Поэтому новые и модернизируемые системы внутреннего освещения должны быть оборудованы уже новыми, энергоэффективными светодиодными светильниками. Сейчас многое зависит от инициативы руководителей городов и регионов!
– В государственный доклад включены практики развития медицинских и образовательных технологий. Поясните, пожалуйста, какое отношение они имеют к энергоэффективности?
– Это только на первый взгляд они не имеют отношения к энергоэффективности. Дело в том, что низкая энергоэффективность бюджетной сферы удаленных микропоселений обусловлена перемещением людей и грузов с высокими затратами энергии из‑за низкой плотности проживания.
Одним из возможных подходов к улучшению состояния социальной структуры, в том числе в малых поселениях, является применение современных информационно-телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения и образования. Так, Минздрав России разработал проект федерального закона, направленного на создание системы телемедицины с целью повышения доступности консультаций специалистов федеральных учреждений и диагностики труднодифференцируемых заболеваний в удаленных территориях. В области образования Минобрнауки России стимулирует развитие дистанционного обучения, в том числе посредством снятия законодательных барьеров. Конечно, это более энергетически эффективно, а главное – перспективно по сравнению с традиционными формами социального обеспечения населения.
– Какие федеральные министерства развивают систему управления энергосбережением?
– Опережают своих коллег Министерство здравоохранения и соцразвития и Министерство образования и науки России, среди силовиков – МЧС. Между тем, средний уровень внедрения ключевых энергоэффективных технологий не превышает 15 процентов, что говорит о значительном потенциале энергосбережения через их дальнейшее внедрение.
– Насколько информационно открыта сфера энергоэффективности для общественности?
– Сама сфера управления энергоэффективностью находится на этапе становления, структурирования. Открытость еще не стала первостепенной потребностью рынка. Тем не менее хотел бы отметить, что уже сейчас большую помощь оказывают активисты Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», которые осуществляют общественный контроль реализации мероприятий органов исполнительной власти субъектов России, направленных на повышение эффективности расходования ресурсов в бюджетном секторе. Вместе мы готовим рейтинг энергоэффективности регионов и прорабатываем возможность открытого размещения данных мониторинга текущего энергопотребления и состояния зданий государственных и муниципальных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления субъекта РФ, которые сейчас собираются в ГИС «Энергоэффективность». Сегодня в этой системе зарегистрировано около 140 тысяч государственных и муниципальных учреждений – примерно 80 процентов от их общего количества.
Думаю, в перспективе не обойтись и без мониторинга фактического снижения уровня потребления энергоресурсов бюджетных учреждений по итогам проведения капитального ремонта и иных мероприятий, влияющих на энергопотребление объектов бюджетной сферы, включая использование для этих целей механизмов анализа данных энергетических деклараций, предоставляемых ГИС «Энергоэффективность».
Большое значение имеют такие всероссийские акции, как Фестиваль энергосбережения «ВместеЯрче», которые проходят и в школах, и в вузах, и на предприятиях.
– Антон Юрьевич, вы сказали, что готовите рейтинги энергоэффективности. Какие регионы и компании вошли в число лидеров?
– Продуктивная работа по ключевым направлениям государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ведется в разных субъектах Российской Федерации, например Белгородской, Кемеровской областях и Москве. Не могу не отметить работу Татарстана в области внедрения индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) с автоматическим регулированием потребления тепла. Например, в Набережных Челнах практически все жилые дома и около 80 процентов бюджетных учреждений были оборудованы АИТП с погодным регулированием. Затраты на передачу тепловой энергии снизились, и за счет высвободившихся мощностей удалось избежать серьезных инвестиций в систему теплоснабжения для подключения нового жилья. По итогам использования опыта лидеров внедрение технологий должно стать обязательным при новом строительстве и при капитальном ремонте многоквартирных домов. По поручению Правительства Российской Федерации Минэнерго России завершает подготовку необходимых изменений в действующее законодательство.
Что касается компаний, то давайте дождемся выхода рейтинга электросетевых компаний. Но среди лидеров могу назвать МРСК Урала.
– Что еще предлагает делать Минэнерго уже с учетом анализа результатов проведенного мониторинга?
– 23‑25 ноября, уже совсем скоро, в Москве при поддержке Минэнерго России и правительства Москвы пройдет Международный форум по энергоэффективности и развитию энергетики ENES. Ежегодно площадка Форума объединяет более 10 тысяч участников, включая руководителей российских и зарубежных профильных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, крупнейших энергетических компаний и представителей экспертного сообщества для обсуждения актуальных трендов в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности и направлений дальнейшего развития энергетики.