02.03.2011
В нем приняли участие представители Минприроды России, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Правительства г. Москвы, а также топливных компаний и производителей топливного оборудования.
Модератором круглого стола выступил директор Департамента нормирования негативного воздействия и мониторинга окружающей среды Минприроды России Денис Брюнин.
По экспертным данным, в России в ходе перевалки, хранения и реализации нефти и нефтепродуктов в атмосферу выбрасывается более одного млн. т легких углеводородов. Ежегодно только на АЗС крупных городов в атмосферу попадают тысячи тонн паров бензина, которые наносят вред окружающей среде и способствуют развитию тяжелых заболеваний у человека.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., предусматривается снижение негативного воздействия на окружающую среду, в т. ч. на 20% в части выбросов в атмосферу вредных веществ. Кроме того, предусмотрено снижение количества населения, проживающего на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой, в четыре раза.
Данные последнего опроса ВЦИОМ, проведенного в декабре 2010 г. совместно с Минприроды России, показывают, что только в Москве 12% граждан считают АЗС объектами повышенной экологической опасности.
По словам заместителя руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Ирины Ширяевой, основной проблемой в создании замкнутой системы предотвращения выбросов паров моторного топлива в ходе его производства, хранения, транспортирования и реализации является отсутствие мер административного воздействия и механизма стимулирования участников топливного рынка к снижению вредных выбросов.
«К примеру, оборудование резервуаров АЗС и топливораздаточных колонок системами улавливания, отвода или рекуперации паров бензина установлено Правилами технической эксплуатации АЗС. Однако регионы полномочиями за выполнением установленных требований не наделены», - добавила И. Ширяева.
Участники совещания отметили, что большинство компаний, эксплуатирующих АЗС в Московском регионе, проводят работы по минимизации выбросов паров моторного топлива в атмосферу, однако ее эффективность напрямую зависит от разработки соответствующей методической и нормативной базы.
Как подчеркнул Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, создание действующей полноценной системы, обеспечивающей предотвращение выбросов в атмосферу топливных паров, возможно только в результате осуществления целенаправленной политики в этой области и объединения финансовых и технических возможностей всех субъектов топливного рынка на законодательной основе и под единым организационным началом.
«Необходимым организационным инструментом может стать федеральный закон, предусматривающий комплекс мер по поэтапному решению данной проблемы и обязывающий его выполнение всеми структурами топливного рынка. Инициатором и координатором этого процесса могло бы выступить Минприроды России», - подчеркнул Е. Аркуша.
По итогам совещания принято решение о разработке на федеральном уровне системы требований и нормативов, методических документов по оценке эффективности оборудования и по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с объектов нефтепродуктообеспечения.
По экспертным данным, в России в ходе перевалки, хранения и реализации нефти и нефтепродуктов в атмосферу выбрасывается более одного млн. т легких углеводородов. Ежегодно только на АЗС крупных городов в атмосферу попадают тысячи тонн паров бензина, которые наносят вред окружающей среде и способствуют развитию тяжелых заболеваний у человека.
">