СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ


НАУЧНО-ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО МОНИТОРИНГУ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ КОМИТЕТЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
==================
Информационные партнеры
Информационно-аналитический отраслевой журнал "ТЭК. Стратегия развития"
Энергетика и промышленность России
Рынок Электротехники
RusCable.Ru
Вести в электроэнергетике
Деловой журнал "Время инноваций"
Журнал "ТОЧКА ОПОРЫ"
Маркетэлектро
Научно-практический журнал "Экологический Вестник России"
Новости Энергетики

Опыт некоторых стран в решении проблем сбора у населения отработанных люминесцентных и других ртутьсодержащих ламп

04.02.2010
Опыт некоторых стран в решении проблем сбора у населения отработанных люминесцентных и других ртутьсодержащих ламп.
Политика Евросоюза в сфере обращения с отходами ртутьсодержащих ламп.
В ЕС выработана единая экологическая политика, которая, в свою очередь, является основой для разработки общеевропейского законодательства по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Экологическая политика Европейского Сообщества характеризуется своим динамизмом, учетом общественных потребностей и интересов отдельных его членов. Она связана с принятием и реализацией шести Программ действий по окружающей среде.
Значительное внимание в ЕС уделяется правовой охране окружающей среды от отходов различного происхождения.
Следует отметить несколько документов, определяющих правила обращения с отходами в странах Евросоюза:
Директива ЕС об опасных отходах (91/689/ЕЕС). Этот документ устанавливает меры по размещению, удалению опасных отходов. Согласно этой директиве предприятиям и организациям стран членов ЕС запрещается смешивать опасные отходы различных видов, опасные отходы с неопасными, кроме как в определенных обстоятельствах. Директива уточняет разрешительные и иные требования к производственной деятельности промышленных предприятий.
Директива EC об отходах электрического и электронного оборудования (WEEE).
Европейская директива, датированная 27 января 2003 г. об отработанном электрическом и электронном оборудовании (WEEE) вступила в силу 13 февраля 2003 с момента публикации в официальном издании Европейского союза. На исполнение директивы было отведено 18 месяцев. Согласно этой директиве все оборудование делится на 10 категорий, для каждой из которых предусмотрены нормы восстановления и рециркуляции. Одна из категорий включает осветительное оборудование: флуоресцентные трубки, энергосберегающие лампы, натриевые лампы и т. д., исключая лампы накаливания.
Европейский союз издал эту директиву с целью сокращения экологического загрязнения, вызванного отработанным электрическим и электронным оборудованием (ЭЭО) возложив ответственность за утилизацию и уменьшение отходов на изготовителей оборудования. Ответственность изготовителя начинается с подбора оборудования для утилизации отходов в пунктах сбора. Ответственность означает, что изготовитель заботится об оборудовании для переработки, восстановления, утилизации отходов и выполняет и требования по восстановлению и переработке. Доли переработки и рециклинга регламентируются и находятся между 70 % и 80 % или 50 % и 80 % в зависимости от категории, должны были быть достигнуты к 31 декабря 2006.г.
По расчетам специалистов, для среднестатистического жителя европейских стран ежегодно образуется около 4 килограмм отходов ЭЭО. Именно это количество и должно попасть в приемные пункты от физических лиц. Особенность в том, что для того чтобы обеспечить рециклинг – повторное использование материалов необходимо собирать отработанное, но неповрежденное оборудование.
В соответствии с законом WEEE, потребители смогут возвратить использованные WEEE в коммунальные пункты сбора­приема бесплатно. (Дословно в тексте ЕС сказано – как минимум бесплатно).
Директива 2002/95/EC по ограничению использования определенных опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании (ROHS).
Этот документ также регулирует использование определенных тяжелых металлов и химикатов в WEEE недавно вышедших на рынок. Директива вступила в силу – с 1 июля 2006 года.
Важное значение имеет практика ЕС по распространению информации, в частности, о практической реализации норм и требований по охране окружающей среды в промышленности. Предполагается использовать стратегию “name, shame and fame” (имя, позор и слава) применительно к исполнению предприятиями и организациями отдельных нормативных правовых актов. Информация о реализации правовых норм представляется в виде ежегодных отчетов Европейской комиссии, ежегодных обзоров в виде сводной таблицы. Предусмотрен обмен информацией и опытом между административными органами и экспертами странами – членами Европейского Сообщества, промышленными предприятиями и экологическими организациями, публикация специального бюллетеня об уровне загрязнения, вызываемого деятельностью различных производственных объектов.
В промышленности стран – членов ЕС зарождаются “добровольные инициативы”, направленные на усиление экологической ориентации предприятий и организаций. Так, ряд компаний разработали принципы политики в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. Союзы предпринимателей Европейского Сообщества выработали кодексы поведения и рекомендации для своих членов, содержащие принципы экологической политики. В настоящее время Европейская комиссия проводит изучение существующих добровольных инициатив в сфере охраны окружающей среды, как в ЕС, так и в других странах, для оценки их использования и дачи рекомендаций по их применению.
Особенности обращения с отработанными люминесцентными лампами в Германии.
В Германии выполнение директивы ЕС об опасных отходах (91/689/ЕЕС) можно отнести к наиболее показательным, особенно в плане информирования населения и организации коллективной системы сбора отработанного ЭЭО.
В настоящее время в Германии используется около 100 миллионов газоразрядных ламп.
По состоянию на 2003 год, доля газоразрядных ламп в числе отходов ЭЭО составляла 0,1 %. Во время проведения этого исследования кроме информации об отходах была получена информация и о деталях организации процесса сбора отходов. Был выявлен целый ряд проблем:
По­разному в разных землях Германии проводился сбор данных;
Достоверность данных в разных землях отличался;
Баланс иногда регистрировали в тоннах, иногда по числу пунктов, иногда расчетным путем с использованием среднего веса;
Статистическая информация содержала много предположений;
Не проводился учет количества ЭЭО доступного для полного восстановления;
Не различался учет утилизации отходов от частных домашних хозяйств и нечастных (т. е. от организаций).
В связи с такой неблагоприятной, по меркам Германии, ситуацией по учету утилизируемого ЭЭО были предприняты меры по совершенствованию учета. Так было решено фиксировать данные отдельно по утилизации отходов от частных домашних хозяйств и использовать массу отходов как основной показатель их количества.
Федеральное Агентство по Окружающей среде спонсировало научно¬-исследовательскую работу по подготовке обязанностей федерального правительства по регулярным отчетам, документации по квотам, на основании которых могла бы быть создана специальная система мониторинга эффективности системы возврата отработанных ламп.
Одним из ярких примеров добровольных инициатив производителей, которые возникли для исполнения директив Евросоюза в сфере обращения с отходами, в Германии стала компания – Lightcycle Retourlogistik und Service GmbH (Лигхтцикле). Эта компания создана производителями ламп, которые создали общую систему возврата отработанных ламп. Она организована как бесприбыльное предприятие, обеспечивающее федеральную политику – логистику изъятия отслуживших газоразрядных ламп, таких как люминесцентные трубки и энергосберегающие лампы.
Компания Lightcycle координирует регистрационные потоки и списки (EAR), оборудования подлежащего особой утилизации) и обеспечивает гарантии.
Сотрудники компании Lightcycle установили, что наиболее, рационально осуществлять общий сбор ртутьсодержащих ламп и у юридических лиц и у физических, именно поэтому разделения ламп по происхождению в Германии не производится.
Сбор у населения старых ртутьсодержащих ламп происходит тремя путями:
1. Общественный (коммунальный) сбор.
2. Добровольный возврат в дополнительно организованных производителями оборудованных пунктах сбора;
3. Возврат предприятиями, использованных в промышленных целях старых ламп.
Логистическая концепция возврата.
Lightcycle стремится к тому, чтобы процедура возврата старых отработавших ламп была максимально комфортна для любого человека или предприятия. Для больших и средних потребителей, возвращающих ежегодно 1 т и более старых ламп, Lightcycle организует бесплатный вывоз.
Дополнительным преимуществом сотрудничества с Lightcycle является и то, что при этом организация, сдающая лампы, практически освобождается от ведения сложной отчетной документации, так как все берет под свой контроль компания Lightcycle.
В сравнении с европейской, немецкая система возврата старых ламп выглядит очень эффективной. Однако, как показало проведенное исследование, не смотря на это большое количество старых ламп по-прежнему попадают на свалки вместе с домашним мусором. По некоторым оценкам это составляет около 80 млн. ламп в год.
Предполагается, что последующие годы число ртутьсодержащих ламп использующихся в частных домовладениях будет только возрастать. Такое положение дел требует непрерывной работы по повышению эффективности организации сбора отработанных ламп и их утилизации.
Разъяснительная работа с общественностью – способ увеличить возвратность.
Еще в 2006 г было установлено, что в Германии не все пользователи газоразрядных ламп знают, что лампы содержат ртуть и должны быть сданы в специальные места, предназначенные для сбора таких отходов, а также утилизированы специальным образом.
Важная функция Lightcycle – информирование обычных граждан и юридических лиц об утилизации и особенной проблематике утилизации отходов газоразрядных ламп, правильных путях возврата отработанных ламп.
«Они не поступают к нам тоннами» – это широкая информационная компания, которую развернула Lightcycle с 2007 г. С началом этой кампании Lightcycle, как совместное предприятие производителей, приняла на себя обязанности по активному и добровольному информированию населения. Как результат этого можно отметить то, что за 2007 год масса сданных отработанных ламп увеличилась на 28 %, по сравнению с 2006 г., и составила 6748 тонн. Благоприятствовало этому и то, что за 2007 год в Германии увеличена сеть мест – пунктов сбора использованных газоразрядных ламп на 18 %. Причем дополнительные пункты открыты в районах с небольшой плотностью населения, с целью улучшения сервиса.
С повышения информированности населения о проблеме ртутьсодержащих ламп Lightcycle проводит многочисленные акции и информационные кампании, в том числе с помощью общественных организаций, коммунальных и электротехнических служб.
Совместно с организацией Немецкая экологическая помощь (DUH) компания Lightcycle провела в 2007 году несколько информационных мероприятий. В их числе целевая федеральная акция для прессы с пресс­конференцией в Берлине (в апреле 2007) направленная на восприятие широкой общественностью проблематики утилизации газоразрядных ламп как особых отходов. Кроме того, были проведены дополнительно информационные мероприятия специально для коммунальных органов и служб, органов власти, администраций, политиков.
Проект «Оре» – кооперация с коммунальными союзами и первые пилотные проекты.
В ходе празднований дня города таких городов как Гамбург, Мюнхен, Штутгарт, Герн и Штраубинг в 2007 компанией Lightcycle начат исследовательский проект. Под научным руководством немецкого Института урбанизма (DIfU) компания Lightcycle исследует как можно улучшить возврат старых отработавших ламп в коммунальной сфере. В этой связи Lightcycle разработала специальный набор инструментов для общественных уполномоченных по утилизации отходов, предложила бесплатные информационные акции и дополнительную систему для сбора. Набор инструментов упростил безопасное обращение с отходами люминесцентных ламп, это позволило в декабре 2007 года в районе Келле расширить возможности системы возврата ламп. Подобные проекты планируется реализовывать в 2008 г. и в других регионах Германии.
В 2008 году Lightcycle планирует проводить широкую кампанию в средствах массовой информации: печатные материалы в центральных газетах, на радио, в Интернет и на телевидении. Для федеральной кампании в средствах массовой информации запланированы публикации в журналах, плакаты, надписи­плакаты на бортах транспортных средств.
Федеральный конкурс школьных проектов.
В 2008/2009 году компания Lightcycle предлагает ученикам школ принять участие в конкурсе проектов, направленных на охрану окружающей среды, а также направленных на снижение выбросов парниковых газов.
 
«При использовании материалов ссылка на www.energy2020.ru обязательна!»
Вернуться к списку
разместить новость

Коммерческие предложения и технологии энергосбережения
Пресс-релизы
Партнеры
Платформа Инфрагрин
Международный Конгресс REENCON-XXI
UNIDO - энергоэффективная промышленность
Комитет по энергетической политике и энергоэффективности РСПП
Корпоративный энергетический университет
НКО Фонд "Энергоэффективность" Ярославской обл.
НП ГП И ЭСК
Проект "Надежный партнер"
Коммуникационная группа "Insiders"